Вы бывали когда-нибудь в Эрмитаже? Третьяковской галерее? Уффици? Лувре? Прадо? Галерее Дрездена?..
Идеалы красоты из прошлого
Среди бесчисленных шедевров сокровищниц мирового искусства огромный пласт принадлежит портрету. Прежде всего, женскому портрету, многоликому и волнующему. Благодаря запечатленным на холсте, папирусе, бумаге, в глине, камне и металле образам мы с вами можем проследить изменения в моде на женскую внешность, а заодно и состояния женского здоровья в срезах истории.
То, что мода движется по спирали, периодически напоминая сегодняшними веяниями элементы веяний, давно ушедших, заметно в повторении силуэтов, в манере укладывать волосы, в тенденциях одеваться. А как обстоят дела с анатомией, физиологией, патологической физиологией, наконец? Приглядимся же к лицам, манящим нас в давнюю даль.
Красотки прошлого
Начнем с древнейших находок — статуэток женщин, найденных в разное время и датируемых палеолитом (каменным веком).
Виллендорфская Венера
Известняковая Виллендорфская Венера, найденная в 1908 году в Австрии и датируемая XXII-XXIV веком до н.э., — одна из них. Посмотрите, какие качества подчеркивает резчик: большие, практически достигающие пупка, полные молочные железы; IV стадия общего ожирения (жировые отложения на боках, животе, мощных бедрах); отчетливо идентифицируемые половые органы; ноги не имеют ступней, плечи прижаты к телу, кистей рук тоже нет; волосы красиво уложены вокруг головы… без лица.
Перед нами, по мнению специалистов, или хтоническая фигурка матери-земли, богини плодородия самого широкого диапазона ответственности, или же обобщенное изображение женщин, занимавших в свое время важные места в укладе рода.
Определяющими в этом изображении выступают символы изобилия, сытости, активного деторождения и вскармливания потомства, в общем смысле — всего племени. Лицо не имеет значения. Рожай детей, корми их, будь хорошей хозяйкой — и молодец.
Нефертити
Всем знаком бюст XIV века до н.э. первой царицы Древнего Египта Нефертити, в девичестве Тадучепы, — одной из наложниц гарема Аменхотепа III, впоследствии жены древнеегипетского фараона Аменхотепа IV и матери шести его детей.
Обтянутое смуглой кожей (врачи сказали бы «желтушной, с подозрением на малярию или гепатит») лицо с высокими, искусно подчеркнутыми макияжем скулами и уже наметившимися носогубными складочками; большие миндалевидные, подведенные сурьмой глаза с тяжеловатыми веками; прямой нос; полные карминовые губы; волевой выступающий подбородок с легким отеком подчелюстных лимфоузлов и красивая длинная шея; довершают бюст ушные раковины, расположенные практически перпендикулярно голове (сегодня такие уши были бы прямым показанием к отопластике).
Рассматривая фрески, статуи и статуэтки Древнего Египта, мы можем судить о тенденции к общей стройности и сухощавости. Толстых там, видимо, попросту не было (да и попробуйте растолстеть на жаре и в песках!). Аутентичный образ весьма узнаваем. Вглядитесь в него, отбросьте мысленно статус, этнический антураж, и вы обнаружите, что внешность этой женщины вполне современна и, может быть, напоминает вам кого-то из ваших знакомых.
Венера Милосская
Древняя Греция. Посмотрим на всем, опять-таки, знакомый образец античной красоты — статую Венеры Милосской авторства скульптора Агесандра Антиохского (предположительно), 130-110 гг. до н.э. Статуя, вне всякого сомнения, выполнена в традициях разработанного Поликлетом и усовершенствованного Пифагором правила золотой пропорции, или золотого сечения: в соответствии с этим правилом, целое должно относиться к своей большей части так же, как бóльшая часть — к меньшей, из чего следует, что идеальным считается такое тело, расстояние которого от темени до пояса относится к общей длине как 1:3, при этом вес и объемы должны гармонировать с особенностями скелета.
Как же на самом деле выглядит общепризнанный шедевр античного искусства? У статуи округлое (кое-кто говорит, что «оплывшее») лицо с практически тонущим в щеках маленьким пухлым ртом; красивый чистый лоб, прямой крупный нос; мощная шея с явственными поперечными морщинками, свидетельствующими о спаечно-воспалительном процессе подлежащей мышцы; убранные назад волнистые волосы; покатые полные плечи; маленькая грудь; неплохой пресс; намек на талию слабоват, сзади практически не просматривается; тяжеловатые бедра задрапированы.
Так Агесандр представлял себе богиню красоты и любви. Взгляните на нее, на миг отбросив луврский интерьер и восхищение талантом скульптора. Кого вы видите? Довольно посредственную молодую женщину, которой не помешало бы поднажать в фитнес-зале. Даже богиням — особенно богиням! — надо следить за собой.
Сеньора Арнольфини
Идем далее. Средневековье. Расцвет христианства, строгость нравов и аскетизм в искусстве. «Кirche, küche, kinder» — и хватит для женщины. Нагими изображаются только Адам и Ева до грехопадения, смертные женщины на портретах укутаны в целомудренные одежды, волосы укрыты платками и покрывалами; косметики, разумеется, никакой; у многих изображенных дам выступает животик, нередко ненастоящий — такой была мода… однако эстетика пропорций продолжает соблюдаться. Обратимся к работе Жана Ван Эйка «Чета Арнольфини», 1434 год.
Рядом с супругом (по некоторым данным — с женихом) изображена совсем юная женщина, скромно наклонившая голову в сторону мужа, который держит ее тонкую руку в своей руке. Лоб ее, чтобы казался выше, выбрит по моде эпохи; лицо пятнообразно тронуто румянцем, но лоб и кожа рук очень светлая; веки набухли, на лице просматривается отек — по-видимому, женщина действительно ждет ребенка и испытывает преэклампсию, или поздний токсикоз, который характеризуется задержкой натрия (отсюда отеки), гипертонией (отсюда покраснение лица) и некоторыми другими признаками III триместра. А больше о внешности женщины сказать нечего — все остальное скрыто под одеждой. И, тем не менее, сеньора Арнольфини — образец красоты своего времени, богобоязненная мать и жена. Чистейшей прелести чистейший образец, в чем-то повторяющий — вы заметили? — идеалы палеолита.
Три грации
Эпоха Возрождения, конец тотальной строгости и покровов, скрывающих красоту; праздник тела и связанных с ним удовольствий; в искусстве в чести мощные, сильные, изобильные женские стати и длинные волосы, подобные «золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным». Одним из известнейших памятников искусства того времени является полотно Питера Пауля Рубенса «Три грации», датированное приблизительно 1640 годом и объединившее в себе две традиции: фламандский реализм и классику в интерпретации Ренессанса.
Что мы здесь видим? Женщин молодых, оптимистичных, возможно, замужних и уже познавших радость материнства (это можно заключить по размеру и форме живота и груди); у граций хорошее (судя по цвету кожи) кровообращение, но несколько замедленный обмен веществ, по всей видимости, из-за обильного высококалорийного питания и дефицита аэробных физических нагрузок. Налицо II степень ожирения и липодистрофия (целлюлит).
Что же, если мы заглянем в современную баню, общее женское отделение, то обнаружим, что подавляющее число посетительниц выглядит так же. Что еще? У женщины, стоящей слева, наблюдаются дисплазия кистей рук и плоскостопие; у стоящей в центре, спиной к нам, диагностируется сколиоз; у той же, что справа, — лордоз и, как минимум, воспалительный процесс в левой молочной железе (не исключена онкология). А Рубенс был реалистом — писал то, что видел и находил красивым.
Идеалы недавнего прошлого
Недавнее прошлое. Здесь воистину есть где разгуляться, и чего стóят хотя бы портреты, написанные Карлом и Александром Брюлловыми (среди них и «Портрет Н.Н. Пушкиной», в девичестве Гончаровой, работы А. Брюллова, и «Всадница» работы К. Брюллова), и много, много прекрасных портретов других мастеров. Но мне хотелось бы остановиться на статуе с видом на южный порт Смюгехук в Треппенборге, в Швеции; именно на него держал курс нильсов гусь и все прочие гуси, направляясь на север; именно этот мыс считается «пограничным столбом» между Швецией, Норвегией и Финляндией. Вы знаете, кто позировал для этой статуи в 1930 году? Модель и баронесса Брижит Холмквист, бабушка любимой всеми нами Умы Турман по матери.
Фигура стройна (вспомним Древний Египет) и полностью обнажена (ассоциации и с палеолитом, и с античностью, и с Ренессансом), с небольшим бюстом, но при этом очень женственна за счет линий бедер и ягодиц. В ней ни капли лишнего веса, но и назвать ее тощей, как Твигги в начале карьеры, не повернется язык. Руки раскрыты в приветственном жесте, кисти изящны и невелики, голова откинута, волосы вьются по ветру. Женщина молода и здорова, открыта жизни и свободна от предрассудков. Она очень близка нам и по внешности, и по духу, вы чувствуете? Автор, Аксель Эббс, дал своему творению имя «Объятия». Статуя создавалась во времена промышленного подъема, научного прогресса, широких как никогда культурных связей и заимствований, массового увлечения путешествиями, не знавших общеобязательного стиля. Так началась эклектика. Эклектична и статуя «Объятия». Посмотрите на себя в зеркало. Точь-в-точь вы!
Какие женщины в моде сегодня?
После «Объятий» модели, прошу прощения за тавтологию, начали нам диктовать модели наших тел. Постепенно соразмерные, среднего роста, цветущие яркие женщины уступили место худеньким девушкам (та же Лесли Хорнби (Твигги)), затем на смену просто худеньким пришли худенькие и высокие (Джиа Каранджи, за ней Синди Кроуфорд, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл и другие).
Сегодня по-прежнему популярны женственные Наталья Водянова, Жизель Бюндхен, Ева Герцигова и софии Дал, возвращается в дело предприимчивая Хайди Клум. И, видимо, каноны снова разворачиваются в сторону естественных форм (возможно, после смерти нескольких моделей и бесчисленного количества не-моделей от анорексии. Это было ужасно. Кадры напоминали хроники II Мировой войны: лагеря смерти, голод, трупы замученных людей.
А сколько заболеваний напрямую связано с истощением! Бесплодие, раннее старение, расстройства психики…). Дома мод Латинской Америки, а затем и Европы, и всего остального мира, журналы и Голливуд стали перемещать акцент с худобы на здоровье. Всем понравились прямодушная Кейт («Титаник») и Бриджет Джонс с ее дневниками, не правда ли? О плюсах полноты никто не говорит, но то, что истощение не есть красота, мы вполне осознали.
Какой напрашивается вывод? В женщине всегда есть прекрасное — нужно только найти его и подчеркнуть. Подчеркнуть то, что вне моды, свое, истинное, неповторимое.
|